Когда мы говорим про будущее, стремительность перемен, мировые тенденции, успешность и соответствие, цейтнот может захватить не только нашу жизнь, но и жизнь ребенка. А задумываемся ли мы, насколько все это надо детям? Успевают ли они заметить свои устойчивые или спонтанные интересы и пожить ими? Проявить и развить свои природные таланты, ориентироваться на самих себя, воплощать в жизнь собственные идеи, замыслы, проекты, осваивая общую программу сада и школы.
Чтобы сохранить природный экстраординарный интерес к миру и мотивацию к его освоению, необходимо слышать и фиксировать вопросы ребенка, воспринимая их всерьез, честно сотрудничая в поиске ответов.
Подмена интересов детей интересами взрослых, оказывает прямое влияние на снижение мотивации.
Учебная мотивация формируется задолго до поступления в школу, тогда, когда малыш задается первыми вопросами: «Из чего сделан человек», «Почему облака не падают», «Зачем человеку спать», «Что такое черная дыра», «Почему вода мокрая», «Кто придумал мир».
Важно начинать поддержку уже в первые годы жизни ребенка, когда формируются структуры мозга, закладываются базовые навыки поведения. Доказано, что «рубль, вложенный в раннее развитие, в 10-15 раз эффективнее, чем рубль, вложенный в коррекцию после 10-ти лет».
Только речь не о том, чтобы максимально заполнить жизнь занятиями с раннего возраста, речь о создании качественной среды, соответствующей не только российским, но и мировым стандартам, стимулирующей исследования, любопытство и общение.
Мы поспросили Ольгу рассказать подробнее о принципах работы ее команды и услышали интересный рассказ профессионала, влюбленного в свою работу; человека, искренне желающего
подарить детям счастливое детство.
Образование — колоссальный ресурс, влияющий на качество жизни.
В России школьное образование является бесплатным и доступным. Однако доступность не гарантирует качества.
Многим родителям знаком страх «потерять своего ребенка в стенах школы», которой сегодня так не хватает гибкости и ресурса, чтобы замечать каждого. Результаты международных исследований PISA свидетельствуют о сохранении ряда проблем в сфере образования. Наиболее проблемной областью для российских школьников
оказалась метапредметная область — решение проблем в сотрудничестве в ходе проектной деятельности. 31 место в рейтинге стран — не лучший показатель, согласитесь.
Каковы же основные вызовы времени в образовании?
На EdTechXAsia в Сингапуре, крупнейшем форуме, посвященном образованию, они были сформулированы так: Развитие компетенции XXI века — умение делать осознанный выбор, критическое мышление, коммуникативность, креативность, умение работать в
команде и принимать решения в условиях неопределенности.
Современный взгляд на образование имеет тенденцию к переходу от преподавания (teaching) к учению (learning) и становятся приоритетом самостоятельная учебная деятельность, поддержка
инициативы, интересов и мотивации.
ТРАНСФОРМАЦИЯ навстречу ребенку ВОЗМОЖНА, если мы ПЕРЕСТАНЕМ противопоставлять ШКОЛУ и семью, СВОБОДУ и дисциплину, НАУКУ и воображение, РАЗУМ и мечты, ИГРУ и труд
Прогрессивные родители, увлеченные и реализующие собственный потенциал люди, не мыслят стереотипами, и, естественно, ищут для своих детей соответствующую среду, где будет право быть собой, учиться с удовольствием, получая достаточно человеческого и
профессионального внимания к идеям и способностям. Именно такой подход к воспитанию формирует жажду учиться, устойчивость к трудностям и неудачам.
Ольга давно погружена в эту тему, ее серьезный опыт, исследования и
эксперименты являются подтверждением того, что педагогический подход Реджио максимально отвечает запросам современного образования детей.
Детские сады Реджио ежегодно признаются лучшими. В настоящее время сады и школы, применяющие этот подход, существуют по всему миру. Эта педагогика основана на глубинной вере
в могущественный потенциал ребенка и, при этом, соответствует ориентирам, прописанным в российских ФГОС.
Объединение образовательных проектов в сообщества — значимое условие для масштабных, системных, качественных изменений, решения проблем и воплощения инновационных идей.
«Поэтому в 2013 году мы открыли в Красноярске один из
первых Реджио детских садов в России, а в сентябре 2020 года
Реджио-вдохновленную школу, чтобы как можно больше детей
имели возможность следовать за собственными желаниями,
мыслить свободно, не бояться задавать вопросы, развивать свои таланты, «поднимаясь как можно выше на собственную гору.
Восприятие ошибки как «созидательной погрешности» и ориентир «ничего без удовольствия» позволяет ребенку нести с собой во взрослую жизнь не страхи, а ресурсы.
С этой целью год назад мы учредили всероссийскую ассоциацию «Педагогическое сообщество «Реджио-подход». В ноябре 2019-го года нами была организована первая международная реджио-конференция в Москве, на которой присутствовали более ста руководителей и педагогов со всей России, представители прогрессивного образовательного проекта Италии «Ponzano Children».
Сегодня, как никогда, детям нужна «здоровая» свобода в
познании окружающего мира, профессионализм педагогов.
В «Мэри Поппинс» с детьми работают воспитатели, которые прошли обучение и стажировку в пятнадцати образовательных проектах Москвы и Санкт-Петербурга, еженедельно проходят обучение всей рабочей группой.
В нашей КУЛЬТУРЕ многое ПОСТРОЕНО на глубинном НЕДОВЕРИИ себе, ДЕТЯМ, жизни. Можно это ИЗМЕНИТЬ.
А современная школа «Маяк» предполагает не только освоение образовательной программы и прохождение аттестации, но и является местом, где дети учатся учиться и мыслить, запускать собственные проекты, строить коммуникации с другими, управляя своими эмоциями, ставить задачи и решать их, аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, делать ясный выбор, доверяя себе.
Здесь поощряют любознательность и любопытство. Главное — учат ставить собственные цели и достигать их.
Здесь работают педагоги по призванию, которые готовы учиться непрестанно. Они следуют фундаментальным принципам в работе, которые являются основой подхода:
- Ребенок — архитектор своей жизни.
- Педагог — соавтор и соученик ребенка, гид и исследователь.
- Проектный подход в обучении.
- Триада дети+учителя+семья.
Это краеугольный камень нашего подхода. Все, что мы делаем, мы делаем вместе, находясь в диалоге, в исследовании самих себя, своих детей и друг друга. Мы не просто сад и школа, мы — сообщество, в котором каждый имеет весомое значение и вносит свой вклад. В нашем опыте десятки интереснейших детско-родительских проектов.
Если В НАС прямо сейчас ЕСТЬ ЖИЗНЬ, значит, есть и ШАНС что-то ПРЕДПРИНЯТЬ
В России несчитанное число взрослых волнует тема подготовки ребенка к школе, при этом гораздо реже мы задумываемся о том, насколько современная российская школа готова к встрече с ребенком? Какие возможности создает?
Она помогает вырасти исполнителю и только или помогает вырасти создателю? Насколько соответствует вызовам времени в эпоху стремительных перемен? Вообще помогаем ли мы нашим детям сохранить их природный творческий огонь, драйв и любознательность, когда взваливаем на них горы требований, страхов и бесконечных занятий?
Нас часто учат внешним стандартам и образцам.
Важно помнить, что «образцов нас нет».
Время жизни — исчерпаемый ресурс, и как говорил П. И. Чайковский: «Детство — это клубок, который человек распутывает всю оставшуюся жизнь».
И если бы я могла дать только один совет, он бы звучал именно так: подарите ребенку настоящее, будущее он создаст себе сам!
Любопытно узнать, каким было детство
самой Ольги?
«О детстве в деревне никто не расскажет лучше тех, кто там вырос. Мое детство прошло там. Каждое утро начиналась жизнь — огромная, новая. Здесь все было
свежим: воздух, родниковая вода, булочки с молоком на завтрак, газеты для дедушки, новости, впечатления… Этот мир незаметно и очень естественно учил всему: самой жизни, а вслед за ней — дружбе, любознательности, изобретательности, свободе, вере в себя и в чудо».