Без рубрики

В погоне за возможным

В человеческой способности к обучению уникально стремление к возможности.  Когда мы, люди, учимся чему-то, процесс обучения уносит нас далеко за границы того, с чем мы столкнулись, и мы улетаем в королевство возможного.  Процесс обучения человека это не просто освоение новых знаний о том, с чем мы встретились на своем пути: его суть в «продвижении за пределы той информации, которая нам предоставлена». На земле не существует ни одного другого вида, который бы столь же сильно стремился угнаться за возможным.

Именно это стремление к возможности привело наш вид к изобретению и развитию различных культур. Любая человеческая культура, какой бы «примитивной» или «цивилизованной» она ни была,  определенным образом организует продукты обучения, делая их не только более доступными для членов этого общества, но и более применимыми и «адаптируемыми» к новым ситуациям. Так, например мы спонтанно танцуем или смотрим на звезды на небосклоне, но в определенный момент нам нужно танцевать с кем-то еще или смотреть на звезды так, чтобы иметь возможность общаться с другими людьми. Существуют не только «социальные обычаи», следуя которым мы выполняем эти действия, но со временем появляются и способы выйти за рамки этих привычных социальных традиций. Мы выходим за рамки спонтанного танца и созерцания звезд с широко открытым ртом, и изобретаем более системные и эффективные способы выполнения этих действий – например, астрономию и хореографию. Оба эти направления заключают в себе наши спонтанные социальные привычки выполнения этих действий, но, в то же время, они дают нам возможность более тщательно разработать и расширить наш подход, используя удивительную гибкость и изобретательность. Разумеется, мы учимся на прошлом, но мы также открываем перед собой неподвластные воображению возможности для будущего.    

            А теперь мы даже пришли к новым способам, позволяющим помогать нам в процессе обучения при помощи преподавания. Теперь мы помогаем детям выходить за рамки существующей ситуации и путешествовать в королевство возможного. Опять же, ни один другой существующий на земле вид кроме нашего не имеет такого образовательного процесса, осуществляемого с чьей-либо помощью.

Мы называем его «образование», разработка и совершенствование способов перехода от прошлого и настоящего к возможному. Более того, мы даже учим молодых людей тому, как обучаться более эффективно: искусство обучения с использованием способов, предполагающих переработку того, что уже было изучено, а не просто получение и хранение информации.

И теперь мы точно знаем, что необходимо помогать «учиться перерабатывать полученные знания» с самого начала, с самого раннего возраста, пожалуй, даже с младенчества. Именно этот принцип лежит в основе достойных восхищения дошкольных воспитательных учреждений Реджо-Эмилия! Такой подход меняет не только само понимание процесса образования, но и всю человеческую культуру.  Мы стоим на пороге революционного времени, когда основное внимание будет уделяться глубине получаемого знания, а не его объему. Мы открываем для себя тот факт, что вдумчивое изучение не только делает человека способным к выполнению определенного рода работы, но и развивает в нем творческое величие.

Джером Брюнер, Нью-йоркский университет

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *